КАФЕДРА ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ

                         Днепродзержинский государственный технический университет                                  

Энергетический факультет 

                                                                  English version  /

ИСТОРИЯ

СОТРУДНИКИ

НАУКА

УЧЕБА

ПУБЛИКАЦИИ

КОНТАКТЫ

Филин И.В., Садовой А.В.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИГРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНО-ЗАЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

Рассмотрены вопросы разработки и проведения контрольного занятия в высшей школе при включении в него элементов интеллектуальной игры. Определено итоговое выражение для оценки знаний студентов с учетом игровой и тестовой составляющих.

 

Введение. Модернизация образовательного процесса высшей школы Украины в соответствии с принципами Болонской декларации вызывает необходимость разработки новых обучающих форм и методик. Одной из таких форм является форма контроля знаний студентов с помощью интеллектуальных игр. Спортивная составляющая игрового контрольно-зачетного занятия не только позволяет решать задачу собственно контроля на качественно более высоком уровне, но и выполняет обучающую функцию. Как показали исследования [1], этот подход способствует:

·  стимулированию заинтересованности студентов в достижении образовательного результата;

·  выработке навыков командного взаимодействия в условиях конкуренции;

·  созданию предельно прозрачной и аргументированной схемы начисления баллов за каждый элемент модуля.

 

С другой стороны, было бы нецелесообразным полностью отказываться от традиционных форм контроля знаний. Возникновение концептуально новых образовательных направлений, в т.ч. все большая популярность дистанционного обучения с использованием интернет-ресурсов, ставит перед необходимостью поиска объединяющих методик, позволяющих наиболее полно измерить уровень теоретической и определить качество практической подготовки студента.

 

Постановка задачи. Задачей данной работы является обоснование концепции логического объединения интеллектуально-спортивных и традиционных элементов контроля знаний в рамках зачетного занятия по фундаментальным дисциплинам, анализ качественных показателей при использовании выбранной формы контроля и определение расчетных выражений для комплексной оценки подготовки студента по итогам занятия.

 

Решение задачи. Исследование преподавательских возможностей при выборе формы педагогического контроля, включающей игровую составляющую с учетом необходимости качественного ее наполнения, показывает, что единственно возможным для контроля знаний по техническим дисциплинам является рубежный или итоговый контроль. Такая точка зрения обусловлена существованием жесткой зависимости от насыщенности теоретического материала специфической терминологией (определениями, законами, принципами и т. п.), которая, в большинстве своем, и является объектом контроля в игре. Введение интеллектуальной игры в текущий контроль вынудит руководителя занятий либо выходить за рамки учебного курса при подготовке материала, либо вступать в неразрешимый конфликт с официальными правилами игры, либо буквально повторяться при рубежном и итоговом контроле. Ни одно из представленных решений не видится целесообразным.

Таким образом, условно примем за рассматриваемый рубежный контроль. Сочетание при таком контроле интеллектуальных игр и традиционных письменных видов проверки знаний позволяет добиться существенно более высоких качественных показателей. В доказательство обратимся к основным требованиям, предъявляемым любой форме контроля: валидности измерения уровня знаний, объективности и надежности, то есть степени устойчивости результатов [2].

 

Интеллектуальная игра, в частности «Своя игра» и «Эрудит-Квартет» как наиболее применимые в условиях высшей школы ее виды [1], дает наилучший эффект при проверке знаний студентами фундаментальных принципов и определений, простейших физических и математических зависимостей, а также быстрого ориентирования при поиске нужного решения. Максимальная объективность оценки обеспечивается понятностью и известностью правил, четким регламентом, отсутствием возможности влияния субъективного мнения руководителя на итоговый результат, выраженный набранным количеством баллов. Надежность, превышающая обычные показатели, достигается за счет лучшего запоминания информации, высказанной в ходе игры.

 

Цели, достигаемые при рубежном или итоговом контроле, не могут ограничиваться одной лишь проверкой знания определений. Поэтому целесообразным выглядит внедрение в структуру занятия задач и теоретических вопросов, представленных в форме тестов. Тестовые методики, во-первых, широко используются в мировой практике для оценки знаний обучаемых и в наибольшей степени удовлетворяют требованиям абсолютной объективности и минимальности времени, отведенного на работу. Во-вторых, применение тестов дает возможность машинной обработки данных, т.е. открывает широкие перспективы для использования в практике дистанционного обучения.

 

 

Hosted by uCoz