«Электрические системы и комплексы транспортных средств»
(направление "Электромеханика")
Специальность «Электрические системы и комплексы транспортных средств»
(шифр 7.05070201, 8.05070201) направления 050702 "Электромеханика" была открыта в 1995 году. Её появление связано с
возрастающим значением транспорта в промышленности, важной ролью в транспортных
комплексах сложных автоматизированных систем и, соответственно, острой
потребностью в специалистах по разработке, наладке и эксплуатации самого
разнообразного электрооборудования любых видов транспортных средств.
Форма обучения очная. Выпускники специальности получают квалификации «бакалавр
электромеханики», «инженер-электромеханик», «магистр электромеханики».
Работа по специальности связана, главным образом, с
проектированием, разработкой, наладкой, диагностикой, эксплуатацией
электрооборудования автомобилей, тракторов, городского, внутризаводского,
внутрицехового, карьерного и рудничного транспорта, автономных
подъёмно-транспортных и дорожных машин и комплексов, а также организацией
перечисленных работ.
Предметная область деятельности чрезвычайно широка.
В первую очередь, местом работы специалиста могут служить транспортные цеха
предприятий металлургической, машиностроительной, химической и прочих отраслей,
автомобилестроительные и авторемонтные предприятия, железнодорожные и
вагоностроительные предприятия, проектно-конструкторские бюро по разработке
электрооборудования транспортных средств. Общие знания по направлению
«Электромеханика» позволяют работать в составе предприятий по наладке и
диагностике, городских и областных энергетических предприятиях, заводских
электротехнических организациях.
Выпускники специальности работают по всей территории
Украины, занимая инженерно-технические и управленческие должности на
предприятиях самого различного профиля. Ряд выпускников работает на крупнейшем
предприятии города, одном из крупнейших металлургических заводов Украины –
Днепровском металлургическом комбинате им. Ф.Э. Дзержинского, входящем в группу
компаний ИСД, а также на других крупных промышленных предприятиях
Днепродзержинска. Лучшие специалисты
могут проявить себя на крупных автомобилестроительных предприятиях,
расположенных в радиусе 100
км от Днепродзержинска – «АвтоЗАЗ-ДЭУ» (г. Запорожье), «АвтоКРАЗ»
(г. Кременчуг), ГП ПО «Южмаш» им. А.М. Макарова (г. Днепропетровск). Навыки в
области организации, планирования и управления позволяют выпускникам добиваться
успехов не только в производственной, но и в предпринимательской сфере.
Студенты специальности принимают участие в олимпиадах
по электромеханике и конкурсах студенческих научных работ. По окончанию учёбы
магистры электромеханики, проявившие себя в научной работе, имеют возможность поступать в аспирантуру по
специальности 050903 «Электротехнические комплексы и системы», вести
научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Доцент кафедры
электромеханики А.В. Качура, защитивший в 2006 году диссертацию на соискание
научной степени кандидата технических наук, – выпускник кафедры по
специальности «Электрические системы и комплексы транспортных средств».
В рамках специальности осуществляется выпуск по образовательно-квалификационным уровням:
БАКАЛАВР (квалификация "бакалавр электромеханики") –
для производственных работ, связанных с разработкой, наладкой, диагностикой, эксплуатацией
электрооборудования автомобилей, тракторов, городского, внутризаводского,
внутрицехового, карьерного и рудничного транспорта, автономных
подъёмно-транспортных и дорожных машин и комплексов, в конструкторских и проектных организациях на должностях, требующих базового высшего образования по профессиональным направлениям в области электромеханики.
Срок обучения - 4 года. Общий объём академических
часов при этом составляет 7506 часов.
СПЕЦИАЛИСТ (квалификация "инженер-электромеханик") – для работы, ориентированной
на технологическую и организационную деятельность. Специалисты могут работать в транспортных службах промышленных
предприятиях самых различных отраслей, выполнять работы, связанные с производственной и
проектно-конструкторской деятельностью, могут работать в производственных, маркетинговых,
коммерческих службах; осуществлять управленческую и
научно-исследовательскую деятельность, работать преподавателями в учебных
заведениях разных уровней аккредитации.
Срок обучения - 1 год при наличии квалификации "бакалавр". Общий объём академических часов
при этом составляет 756 часов.
МАГИСТР (квалификация "магистр электромеханики") – для работы на должностях, связанных с
управленческой, производственной и предпринимательской деятельностью. Магистры могут работать в производственных,
маркетинговых, коммерческих службах; осуществлять
организационно-управленческую, научно-исследовательскую и преподавательскую
деятельность.
Срок обучения - 1 год при наличии квалификаций "бакалавр" или "специалист". Общий объём
академических часов при этом
составляет 1404 часа.
Примеры типовых должностей, профессиональных функций и задач деятельности выпускников специальности.
• Энергетик транспортного цеха, автотранспортного предприятия. Заместитель энергетика цеха, предприятия. Электрик цеха,
предприятия.
Обеспечение работоспособности и
требуемого состояния электрооборудования транспортных средств. Повышение эффективности
производства, внедрение энергосберегающих технологий. Руководство выполнением
производственных заданий.
Оперативный контроль за функционированием оборудования и режимами его работы. Организация работ по
обслуживанию, ремонту и эксплуатации электрооборудования. Обеспечение своевременного и
качественного ремонта. Оценка перспектив развития и
модернизации электрооборудования. Расчёт мощности двигателей для
различных механизмов в различных режимах работы. Внедрение энергосберегающих
технологий и оборудования. Экспертиза рацпропозиций,
предоставление помощи рационализаторам, изобретателям и новаторам производства. Контроль и анализ выполнения
производственных планов. Подбор руководителей подразделов. Использование административных и
экономических методов руководства и т.д.
• Инженер лаборатории
надёжности и диагностики. Инженер заводской электротехнической лаборатории.
Обеспечение работоспособности и
требуемого состояния электрооборудования транспортных средств в общезаводских
масштабах.
Выполнение технически сложных
работ по наладке электрооборудования (в том числе с цифровым программным и
микропроцессорным управлением). Диагностика отказов
электрооборудования и оперативная их ликвидация. Участие во введении в
эксплуатацию и испытании нового оборудования. Организация и проведение
планово-предупредительных ремонтов электрооборудования. Изучение перспективных электрических систем и комплексов транспортных средств, прогрессивных способов и методов их наладки.
• Инженер-конструктор.
Инженер-проектировщик.
Проектирование (конструирование)
электрических систем и комплексов транспортных средств.
Разработка проектных решений схем
и выполнение технических расчётов всех уровней сложности. Внесение изменений и дополнений в
проектную документацию. Обеспечение качества и полного
объёма проектировочных работ, соответствия проектных материалов требованиям
государственных стандартов и нормативных документов. Физическое и математическое
моделирование систем электропривода и их узлов.
• Ведущий
инженер-конструктор (проектировщик).
Управление выполнением проектных
работ, автоматизация работ. Проектирование (конструирование) электрических систем и комплексов транспортных средств.
Планирование и управление
разработкой отдельных частей или отдельных видов работ. Контроль за исполнением заданий
согласно установленным срокам. Получение и выдача исходных
данных для проектирования, согласование их с исполнителями, заказчиком и
заинтересованными организациями. Непосредственное выполнение части
проекта. Разработка пропозиций по основным
направлениям проекта, его технико-экономическое обоснование. Обеспечение выполнения
научно-технической документации в соответствии с требованиями стандартов и
нормативных документов.
• Ведущий специалист структурных подразделов предприятий, связанных с производством, функционированием и обслуживанием
транспортных средств.
Управление выполнением проектных
работ, организация работ.
Осуществление управления
разработкой проекта на всех стадиях и этапах проектирования, строительства и
введения в эксплуатацию объектов. Определение этапов и графиков,
согласование их с руководством, заказчиком и исполнителями. Обеспечение сектора объёмами
работ. Контроль за соблюдением патентной
чистоты, норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности,
требований охраны окружающей среды, научной организации труда, технической
эстетики. Техническое и методическое
руководство направлениями проектирования.
• Ведущий инженер,
м.н.с., с.н.с. академических, научно-исследовательских институтов, отраслевых и вузовских
научно-исследовательских подразделов.
Теоретические и экспериментальные исследования в области разработки и усовершенствования электроприводов и средств автоматизации.
Ведение научно-исследовательской деятельности на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских организациях и структурах, деятельность которых связана с научными исследованиями в сфере электрооборудования транспортных средств.
• Ассистент,
преподаватель, старший преподаватель учебных заведений различных уровней.
Подготовка специалистов.
Проведение лабораторных и
практических занятий по дисциплинам по специальности. Преподавание дисциплин. Разработка методического
обеспечения. Научно-исследовательская
деятельность.
На данный момент обучение по специальности "Электрические системы и комплексы транспортных средств" проходит 81 студент.
Подготовка специалистов по всем трём образовательно-квалификационным уровням ведётся по госзаказу
с бюджетным финансированием или по договору с оплатой
за счёт физических или юридических лиц.
Стоимость контракта в 2008 году составляла (в грн./год):
бакалавры
|
специалисты и магистры
|
4000
|
|
Учебный процесс по специальности "Электрические системы и комплексы транспортных средств" обеспечивают 15 из 18-ти преподавателей кафедры, среди них 1 доктор и 11 кандидатов наук. Преподавание проводится по европейской системе с учётом требований Болонского процесса. Оценка знаний осуществляется по рейтинговой системе. Рубежный
и итоговый контроль знаний проводится с помощью экзаменов и зачётов, результатов выполнения курсовых работ и проектов, лабораторных работ и практических заданий, защиты дипломного проекта. С 2009 года основным видом рубежного контроля знаний является независимое компьютерное тестирование. Шкала выставления оценок - рейтинговая стобалльная, с пересчётом в семибалльную шкалу ECTS.
С полным списком и характеристикой учебных дисциплин по специальности можно ознакомиться здесь.
Приобретение практических навыков и проверку теоретических знаний студенты специальности осуществляют в 6-ти из 14-ти учебных лабораторий кафедры, среди которых лаборатория ТОЭ, лаборатория электрических машин, лаборатория электрооборудования автомобилей и тракторови другие. Кафедральный компьютерный зал позволяет проводить проектирование и моделирование объектов и процессов с помощью новейшего (и постоянно обновляющегося) программного обеспечения.
Студентам гарантировано прохождение как производственной, так и преддипломной практики на КП "Трамвай" (возможны варианты по желанию студентов).
На кафедре функционирует электронная библиотека по специальности и смежным направлениям количеством работ свыше 30000; все учебно-методические и последние научные разработки преподавателей доступны студентам специальности в электронной форме. Учащимся предоставляется постоянный доступ к сети Интернет в компьютеризированных аудиториях.
Внимание! Для поступления на специальность
"Электрические системы и комплексы транспортных средств"
необходимо
пройти внешнее тестирование по дисциплинам:
1. Математика
2. Физика
3. Украинский язык и литература
Любые вопросы о специальности, поступлении и процессе обучения можно задать по электронному адресу кафедры: cee-dstu@i.ua
|